На главную страницу сайта
О клубе Программы Членство Персоналии Искусство English

  Знакомьтесь, оздоровительное научное искусство

Что такое Оздоровительное научное искусство?

Чем оно отличается от таких понятий, как «Арт-терапия», «Science art», «Научное искусство»?

Обратимся к истокам

Понятие Оздоровительного научного искусства (ОНИ) введено Международным клубом учёных по результатам многолетних исследований и испытаний комплексной технологии оздоровления человека – социально-оздоровительной технологии Научное искусство. (На ряд решений, полученных его авторами в рамках реализации этого Проекта, Российским Патентным ведомством выданы патенты на изобретения в областях медицины и техники. Феномен Научного искусства окончательно оформился в сознании ученых в 2005 году, когда был проведён первый фестиваль Научного искусства). Основы изложены на сайте Международной федерации шейпинга на интернет-портале «Всё о Гиперборее».

Напомню главное из опубликованного МФШ: «Умение управлять поэтическим словом, художественными образами, звуками, динамическими формами тела, подбором одежды, причёсок, ингредиентов в кулинарных блюдах и т.д. с целью увеличения и балансировки общей энергетики и энергетики сознания человека для обеспечения комплексного оздоровительного эффекта» получило название Оздоровительного научного искусства.

Появлению этой социально-оздоровительной технологии способствовало несколько факторов:

  • Медики пришли к солидарному мнению о том, что от эмоций и мыслей человека во многом зависит его общее благополучие, качество и продолжительность жизни, молодость внешнего вида.
  • Психогигиена была отнесена медицинской наукой к числу главных составляющих здорового образа жизни человека.
  • Физики разработали модель энергетики человека, включающую в себя «зарядовую» и «спиновую» составляющие.
  • Появились принципиально новые физические методы измерения состояния и влияния человека (эмоциональные и ментальные проявления человека в энергетической модуляции электрического сигнала).
  • Были открыты древние методы измерения энергетики человека, что позволило сформулировать современный критерий нормы при работе с эмоциональными и ментальными его проявлениями.
  • В результате комплексных исследований и практики были разработаны методики и практические формы организации Научного искусства с оценкой их оздоровительной эффективности.

На помощь человеку приходят соединённые знания естественных наук (природоведения, естествознания, физики – основы всех наук – от греческого physis – природа) и наук гуманитарных (истории, этнографии), народного творчества. Открывается прямая связь с народными традициями времяисчисления и организации труда и отдыха, бережно хранимыми с древнейших времён.

Ценнейший вклад в развитие внутреннего порядка Оздоровительного научного искусства внесли физик Анатолий Павлович Смирнов и этнограф Светлана Васильевна Жарникова, а также идеолог всех научных и практических разработок Илья Викторович Прохорцев (об этих учёных и их работах читайте на сайте МКУ в разделе Персоналии).

Современные авторы (художники, поэты, модельеры, кулинары, одним словом – творцы), вооружённые этими знаниями, уже много лет создают произведения Оздоровительного научного искусства, наилучшим образом соединяющие воедино ритмы природы и человека.

Расширим границы понимания

Татьяна-Сырченко. «Зарождение-Жизни». Фотография. Лауреат осеннего феcтиваля-2014

Итак, Оздоровительное научное искусство – это «Умение управлять поэтическим словом, художественными образами, звуками, динамическими формами тела, подбором одежды, причёсок, ингредиентов в кулинарных блюдах и т.д. с целью увеличения и балансировки общей энергетики и энергетики сознания человека для обеспечения комплексного оздоровительного эффекта».

Позволю себе расширить определение. Вот что подсказывает мне более чем десятилетний опыт участия в организации фестивалей научной живописи, а затем и научной фотографии, и кулинарного искусства.

Оздоровительное научное искусство – это комплексная технология оздоровления человека (социально-оздоровительная технология), которая позволяет автору-творцу создавать произведения, помогающие обычному человеку – зрителю, слушателю, одним словом – пользователю – сохранять внутреннюю гармонию, здоровье, в разных ситуациях жизни.

Оздоровительное научное искусство восстанавливает соединение человека с природой, показывает, как применять в творчестве её законы.

Прежде всего, этот вид искусства предназначен, как и следует из определения, для оздоровления человека, для организации его внутреннего соответствия с природой.

Кому это нужно? И автору, и пользователю

Нина Патова. «Молитва Ангелов за город». Живопись. Победитель Зимнего фестиваля 2011-2012

«Потребителем» – Пользователем Оздоровительного научного искусства – выступает обычный человек – зритель, слушатель, применяющий к себе, примеряющий на себя, вкушающий результат, в том числе и гастрономический. И практическая польза такой технологии именно в оздоровлении всего организма, его физической, эмоциональной и умственной составляющих.

Автором, выступает творческая личность, которая создаёт Произведение искусства в соответствии с чётко сформулированными требованиями.

Эти требования отражают состояние природы и человека в ней в разное время года, в соответствии с Опорными точками циклов Солнечного года.

Опорные точки – это всем известные ключевые даты (приблизительно, плюс-минус дни) непрерывного движения времени:

  • 22 декабря – Зимнее солнцестояние,
  • 22 марта– Весеннее равноденствие,
  • 22 июня – Летнее солнцестояние
  • 22 сентября – Осеннее равноденствие,
  • И снова 22 декабря – Зимнее солнцестояние…

А также – промежуточные даты, следующие за Опорными через «инкубационные» 40 дней:

  • 1 февраля,
  • 1 мая,
  • 1 августа
  • 1 ноября
  • И снова 1 февраля и т.д.

Всё это дни, когда созревают и начинают реализовываться заложенные в Опорные даты программы пробуждения, активизации, затухания, консервации и нового пробуждения.

Это даты астрономические. Они отражены в календарях многих народов мира. Международный клуб учёных, следуя Гиперборейской традиции, представляет Праздники года и их смысл с точки зрения физики природных процессов на интернет-портале «Всё о Гиперборее»

Что это даёт? Природное здоровье

Владимир Чуркин. «Букет весны». Фотография. Лауреат Весеннего фестиваля 2012

В Оздоровительном научном искусстве есть практическая польза: взаимодействие Автора с Произведением, Автора через Произведение с Пользователем, Пользователя с Произведением и с Автором, включает всех участников в Хоровод-Круговорот Природы, и тогда Природа включает оздоровительные механизмы, заложенные по её законам в каждом человеке, в каждом существе, живущем на Земле.

В соответствии с Праздниками – ритмами года человек заряжается Энергией, которая регулирует все внутренние процессы, следуя своему «графику» от минуса к плюсу и обратно, и балансирует свои «мужские» и «женские» (Ян и инь) потоки по законам природной гармонии.


«СУММА ТЕХНОЛОГИЙ»

Кандинский. Композиция-8*

«Сумма технологий». Это известное название романа Станислава Лема возьмём в качестве заголовка к обзору близких по звучанию исторических и современных понятий НАУКА и ИСКУССТВО, Научное искусство, Science Art, Арт-терапия и т.д., и т. п. Чтобы понять, что есть что, и чем одно отличается от другого. А главное - принципиальное - в чём отличие Оздоровительного научного искусства от всех перечисленных «технологий».

Наука — это «способ самоосознания сущего»

Из 35 найденных определений Науки (постарался сайт терминов Проекта «Национальная энциклопедическая служба») в большинстве кратко или развёрнуто повторяется, что наука – это «особая сфера исследовательской деятельности» («культуры»), «направленная на производство новых знаний о природе», «о реальности», «об обществе, мышлении, человеке и сферах его бытия и включающая в себя все моменты этого производства, как духовные, так и материальные».

На мой взгляд, метко и кратко сказал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870):

Наука — это «способ самосознания сущего».

Герцена цитирует Краткий энциклопедический словарь философских терминов и разъясняет далее:

Наука – это «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие Н. включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму накопленных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира». (Кикель, П. В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. 2-е изд. Минск, БГПУ, 2008).

Искусство как способ познания

«Искусство (наряду с наукой) – один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира».

Это определение из статьи «Искусство», мы находим в Викисловаре, там же приведены подробности происхождения слова и его разъяснение:

Искусство (от церковно-славянского «искусьство» (по-латыни experimentum – опыт, проба); старо-славянского «искоусъ» – опыт, испытание) это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

На сайте терминов проекта «Национальная энциклопедическая служба» собраны 24 определения искусства (http://terme.ru/termin/iskusstvo.html), обобщающие из них такие: - Это «специфическая форма духовной деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах (в отличие от философии, отражающей действительность в понятиях), имеющая многовидовое выражение – живопись, танец, музыка, архитектура и т.д. Один из важнейших способов эстетического освоения мира; предмет эстетического (философского) анализа. Служит удовлетворению одной из высших духовных потребностей – потребности в общении с прекрасным, созерцанию и созданию красоты и гармонии». Это «один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности».

Возвращаясь к статье «Искусство», мы можем найти там «Сумму технологий» для всей планеты, для нашей цивилизации. Искусство – это часть культуры и одного человека, и всего человечества, огромный, накопленный всеми поколениями, результат творческой деятельности людей.

Наука и Искусство. Синергетический процесс

Константин Худяков. Череп Адама

Вопросы соединения науки и искусства давно владеют умами людей ищущих ответов на вопросы бытия. Не случайно бытует фраза «он нашёл себя в искусстве». Её можно отнести и к многим представителям точных наук. Как, впрочем, и к художникам, артистам, деятелям искусства, которые «находят себя в науке» и продвигают научные направления к открытиям совсем не по-дилетантски.

В этой связи интересна статья Валерия Шторма, учёного и художника, члена Федерации «Акваживопись» с 2000 года, члена Правления Международной федерации акварелистов «Научное искусство. Реалии и перспективы».

В статье автор рассматривает «возможности интеграции науки и искусства с целью более полного познания окружающего мира в связи с современными изменениями научного мировоззрения». Тема интересна тем, что «Наука и искусство – два основных способа представления человеком картины материального мира, в котором он обитает. Картина мира создаётся человеком в результате логической обработки чувственной информации, воспринимаемой при непосредственном или косвенном контакте с миром».

Автор, следуя историческим путём, от мифологии, через меняющиеся представления о мире, приводит читателя к синергетике – науке, раскрывающей общие закономерности, лежащие в основе процессов самоорганизации в различных на первый взгляд системах: физических, биологических, экономических, социальных. Далее, выбрав направление изобразительного искусства, В.Шторм вводит понятие «изобразительная синергетика», как обозначение комплекса исследований, направленных на изображение окружающего мира с помощью технологий и средств синергетики.

В нашем случае, при рассмотрении сути Оздоровительного научного искусства, может быть интересна приведённая В. Штормом цитата из другого автора, поднимающего тему научного искусства, Игоря Алексеевича Евина, доктора физико-математических наук, профессора кафедры вычислительных моделей технологических процессов МФТИ, из его работы «Искусство и синергетика»:

«Продукты художественного творчества, как и «продукты творчества природы» – биологические организмы – это сплав уникальных индивидуальных особенностей и универсальных закономерностей… …Именно универсальное, общесистемное в художественных произведениях является объектом синергетического метода в изучении искусства».

Целью его исследований является «не исчерпывающий анализ эстетических категорий, а изучение синергетических закономерностей в их природе».

Целью исследований и практики Оздоровительного научного искусства является воссоединение единой системы синергетических закономерностей человека и природы.

Science Art хоть и переводится в сети, как научное искусство, на деле означает…

Стеларк в созданном им экзоскелете

«Сайнс-арт (science art) — это область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Произведения «научного искусства» имеют под собой серьезную исследовательскую базу, опираясь на достижения учёных, но также обращаются к эмоциям, позволяя не только осмыслить, но и прочувствовать науку.

Можно сказать, что это художественный способ презентации научных данных и изобретений, которые приобретают в презентации эстетическую ценность».

Такое определение термину Сайнс-арт даёт сайт Newton New и поясняет, что это не научная визуализация, не изображения, посвящённые науке или учёным, а изображение из… Например, пишут авторы статьи: «изображение раковой клетки – это ещё не в полной мере science art, а вот рисунок из раковых клеток, подсвеченных с помощью гена флуоресцирующей медузы – уже био-арт».

«Художники этого направления работают с живым материалом: бактериями, живыми организмами, органическими процессами. Инструментами «научного искусства» также могут быть алгоритмы, диджитал-средства, электронные устройства и многое другое».

Занимаются «научным искусством» профессионалы, которые сочетают подход учёного и художника, учёные, имеющие способность к образному мышлению и творческим высказываниям. Статья увлекательная, можно сказать «фантастическая научно» – здесь и чудеса биоробототехники, и представление человеческого тела, как скафандра, меняющегося многократно в путешествии индивидуума по космическим дорогам, и практическое художественное исследование-отражение самого себя, соединённого единым потоком крови с лошадью – почти переживания кентавра.

К Оздоровительному научному искусству Science Art отношения не имеет, поскольку и не ставит своей целью оздоровление человека.

Научное искусство – искусство двойной спирали

Стеларк в созданном им экзоскелете

Есть взгляд на Science-art и научное искусство как на нечто подобное. И учёные, представители точных наук, и люди искусства, можно сказать, вынимают на поверхность - на холсты, на арт-объекты и даже в перформансы «внутренности» научных открытий: содержимое атомов и молекул, галактик, машин и механизмов, находя в них красоту и гармонию природы и техники.

Такому соединению посвящена статья «Научное искусство – искусство двойной спирали», в которой прямо говорится о подобии: «Научное искусство, или science-art, сейчас становится все более популярным. С одной стороны, художники ищут вдохновения в научных объектах и технологиях, с другой стороны, сами ученые начинают видеть в своей работе большой художественный потенциал».

«…Один из недавних примеров sci-art’а – медиаспектакль «Нейроинтегрум», представленный …на Новой сцене Александринского театра Санкт-Петербурга. В рамках программы этого проекта состоялась лекция кандидата биологических наук Александра Ефремова, в которой он рассказал про взаимоотношения искусства и науки. «Сложно утверждать, что sci-art так уж необходим ученым. Кроме того, есть «искусство ученых» – но оно, как правило, достаточно вторично и апеллирует к «красоте» исследуемых объектов или явлений. Типичный пример: научная фотография. Это красиво? Да. Это искусство? Скорее, нет. … я ничего не могу поделать, это всего лишь иллюстрация, к тому же достаточно буквальная», – говорит Александр о границе между искусством и научной иллюстрацией». Александр вспоминает всем известные плакаты и изображения молекулы ДНК.

«С тех пор как в 1953 году Уотсон и Крик открыли структуру «молекулы жизни», двойная спираль очень быстро стала символом современной биологии. Со временем ей стало тесно на страницах научных журналов, и она превратилась в полноценный дизайнерский объект».

Статья опубликована на сайте Наука и жизнь (Science and Life).

Арт-терапия. Отвлечение от страданий

Арт-терапия-Новый-тренд

Арт-терапия – не правда ли, знакомый термин?

В последние десятилетия этот вид терапии получает всё большее распространение не только в психологических и психотерапевтических практиках, а и в различных тренингах и любительских занятиях. Но история его возникновения уходит корнями в первую половину ХХ века, к профессионалам, работающим с пациентами (а это слово переводится с греческого как «страдалец») – психоаналитикам, психотерапевтам, в настоящее время и психологам.

Сошлюсь на статью Алёны Савенковой, создателя сайта «Мир психологии и саморазвития» (Алёна – психолог, окончила Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России).: Статья называется «Возможности арт-терапии. Основные понятия и определения».

Вот, как начинается статья: «В психологической работе существует множество различных техник и методик. Но данный метод в последнее время стал очень популярен. Это связано с тем, что арт-терапию можно использовать с клиентами практически любого возраста.

Арт-терапия применяется при разрешении психологических проблем, личностных конфликтов, кризисных состояний, психических травм, при работе с алкогольной и наркотической зависимостью и т.д. Данный метод приобрел свою популярность не только в психологии, но и в психиатрии. И может быть использован даже при тяжелых психических расстройствах, таких как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз».

Приводится определение Арт-терапии, сформулированное Мариной Вячеславовной Киселевой, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры психологического консультирования (преподаваемые дисциплины: арт-терапия в консультативной психологии, арт-терапия в социальной работе).

Под арт-терапией М.В. Киселева понимает «метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства».

Выделяется 3 основные задачи арт-терапии:

  1. акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
  2. создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
  3. помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам».

Мы понимаем, что в случае арт-терапии создателем произведения является сам пациент (или «клиент»), и в своём произведении он «вырисовывает», «выписывает», выводит из себя наружу своё состояние, в случае заболевания – болезнь.

Отступление автора. Техника безопасности

Из опыта редактора газеты «Аномалия». В начале 90-х, когда многие технологии воздействия на человека, в том числе и «вазомоторное письмо и рисование», как и программирование состояний, вышли на рынок, появились и первые выставки «арт-терапии» – я беру здесь этот термин в кавычки, поскольку вырисовывали и выписывали своё состояние часто люди самостоятельно, без всякого контроля психологи или психиатра, а спонтанно, поражаясь результату, торопясь выставить «картины подсознания» на всеобщее обозрение, не понимая, что с них считывается диагноз, открываются уязвимые места, да и клише заболеваний транслируются в пространство, и зрители могут быть «инфицированы» цветом и формой.

В редакционном архиве есть несколько образцов такого творчества, и они в своё время были предметом исследования специалистов.

Алёна Савенкова пишет, что происходит с клиентом при бессознательном (или подсознательном) творчестве: «Действительно сознание человека при работе воображения теряет полный контроль над ситуацией. Я бы так сказала, что подсознательное выходит на первый план. В связи с этим, психологу проще найти общий язык с клиентом, так как сознательные барьеры и защиты уменьшаются, а чувства и эмоции проявляют себя в большей степени».

И далее: «Проявить самовыражение и самореализоваться во время творчества клиенту позволяет активное воображение. Оно таит в себе неограниченные возможности для работы. Однако в работе психолог должен быть готов к выплеску накопившихся негативных эмоций, которые долго сдерживались».

Марина Киселёва как опытный психолог и арт-терапевт приводит в своих работах примеры возможностей арт-терапии при работе с больными шизофренией, с трудными детьми и подростками, она, как психолог и преподаватель, подчёркивает, что арт-терапию нужно проводить только под контролем профессионалов.

Самое главное, что надо понять при прочтении этой главы, что Арт-терапия как вид «проявления самовыражения клиента», является сублимацией, то есть методом отвлечения страждущего от его внутренних проблем путём переключения его внимания в область творчества, самовыражения.

К Оздоровительному научному искусству арт-терапия отношения не имеет.

Вернёмся к началу

Народное творчество (декоративно-прикладное искусство). Владимир Лященко. Волхвы. Торжество Света. Победитель Летнего фестиваля 2012

Оздоровительное научное искусство, по определению Международного клуба учёных, – это «Умение управлять поэтическим словом, художественными образами, звуками, динамическими формами тела, подбором одежды, причёсок, ингредиентов в кулинарных блюдах и т.д. с целью увеличения и балансировки общей энергетики и энергетики сознания человека для обеспечения комплексного оздоровительного эффекта».

Таким образом, Оздоровительное научное искусство – это комплексная технология оздоровления человека (социально-оздоровительная технология), которая позволяет автору-творцу создавать произведения, помогающие обычному человеку – зрителю, слушателю, одним словом – пользователю – сохранять внутреннюю гармонию, здоровье, в разных ситуациях жизни.

Оздоровительное научное искусство восстанавливает соединение человека с природой, показывает, как применять в творчестве её законы.

*Иллюстрации, представляющие победителей фестивалей Оздоровительного научного искусства - из коллекции Международного клуба учёных.

Иллюстрации к подзаголовкам раздела «Сумма технологий» - из коллекции Яндекс-картинки в открытом доступе.

(С), 2019, Сырченко Т.М.

English version

© 2001-2019 Международный Клуб Учёных
E-mail: science@shaping.org