На главную страницу сайта

  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ЧЛЕНОВ МКУ

СЕВРЮГИН ВИТАЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
e-mail: sevrugin@shaping.org

Доктор технических наук, родился 28 апреля 1939 года окончил Ташкентский политехнический институт в 1961 году, затем учился в институте Марксизма-Ленинизма на философском факультете. (1962-1963 гг.). С 1968 года по 1970 год учился в институре патентоведения (УзРОИП). С 1970 года по 2003 гг. работал в САНИИРИ.

В настоящее время живет в Санкт-Петербурге. Член Клуба поэтов "Принивье" при Союзе писателей России. Пишет стихи, сказки, басни, поэмы. Издал 4 сборника стихов. Автор математического метода оценки качества стихотворчества. В настоящее время разрабатывает "энергетический метод" оценки качества стихотворчества. Является главным экспертом МКУ в области стихосложения.


АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

Москва и Санкт-Петербург являются центрами современной поэзии России. В этих городах сконцентрировалась основная поэтическая элита. Анализ стихов, опубликованных за последние четыре года прошлого тысячелетия (1997-2000г.) в московских журналах: "Наш современник", "Новый мир", "Москва", "Дружба народов" и в журналах Санкт-Петербурга: "Нева" и "Звезда", позволил выявить следующее:

В московских журналах за упомянутый период опубликовалось 704, а в Санкт-Петербургских-180 поэтов. При этом все они публиковались, как правило, только в одном (своем) журнале. Исключение составили лишь поэты А. Кушнер и Г.Горбовский. Первый опубликовался трижды в журнале "Звезда" и "Новый мир". Второй - четырежды опубликовался в журнале "Нева" и трижды в журнале "Наш современник". Исходя из этого, можно сделать вывод, что поэты Г. Горбовский и А. Кушнир, являются самыми популярными поэтами России.

Наиболее популярными поэтами Санкт-Петербурга являются поэты: Брюховецкий, Городецкий, Фоняков, Татурин, Переверзенцева. Они четырежды публиковались в журнале "Нева". Поэты: Бибиков, Детешидзе, Машевский, Волотская, - четырежды публиковались в журнале "Звезда"

В московских журналах четырежды публиковались: Амелин, Кублановский, Новиков. (Ж. "Новый мир"), Корнилов, Леснянская (Ж. "Дружба народов"), Хабаров (Ж. "Москва"). То есть у каждого журнала есть свои герои. Связано ли это с какими-то этическими правилами или со спецификой поэтической школы, пока трудно сказать. Но совершенно очевидно, что эта оценка не объективна. И это подтверждение можно найти в журнале "ПОЭЗИЯ", где приводится рейтинг современных поэтов. Вот первая десятка лучших из лучших, выделенная этим журналом на сегодняшний день: Максим Замшев, Никита Иванов, Валентин Сорокин, Нина Шевцова, Сергей Михайлов, Глеб Горбовский, Василий Казанцев, Виктор Боков. Юрий Лопусов, Вячеслав Киктенко.

Как видим, обе оценки сильно расходятся. И это понятно. Ведь все они субъективны и зависят от вкуса судей. Но можно ли дать объективную оценку не зависимую от ощущения судей? Оказывается можно. И в этом заключается научный метод, который разработан в "Международном клубе ученых" и апробирован посредством физических приборов: "Поэтического метронома" и прибора "Карана", дающего возможность объективно оценить качество рифм, поэтических метров, поэтических образов и в целом мастерство поэта.

На примерах Санкт-Петербургской школы, можно отметить, что поэтическое мастерство публикуемых поэтов отличается не существенно. Поэты, вышедшие по этим показателям на верхние позиции - чаше всего публиковались в журналах. Вопросы языка, филологии и семантики стихотворений нами не рассматривались, поскольку высокое качество этих элементов присутствует у всех поэтов. Ведь все они, как правило, являются выпускниками литературных институтов. И лишь не многие являются представителями технического, медицинского, экономического или другого образования.

Для анализа возьмем стихи Виктора Брюховецкого, Бориса Орлова, Владимира Морозова, Александра Ковалева, Андрея Романова, Валентина Голубева, Николая Михина, Олега Чупрова, Алины Мальцевой, Владимира Симакова.

По качеству рифм, используемых поэтами, в первую тройку вошли: Орлов, Чупров, Симаков. По наличию ярких художественных образов: Морозов, Чупров, Симаков. По сумме же этих показателей в первую десятку вошли: Орлов, Морозов, Чупров, Симаков, Шемшученко, Брюховецкий, Романов, Михин, Мальцева, Голубев. Но не все из этих поэтов публикуют журналы "Нева" и "Звезда" и тем более, московский журнал "ПОЭЗИЯ". Видимо в этих журналах существуют иные, весьма необъективные оценки. Иные оценки существуют и среди самих поэтов. Например, некоторые считают, что наличие художественных образов является основным показателем поэзии, а наличие глагольных рифм является показателем слабости мастерства стихотворца. Однако анализ показал, что именно наиболее популярные поэты чаще используют глагольные рифмы. Так у поэтов Чупрова, Брюховецкого, Голубева, используется в стихах до 10-12 % глагольных рифм. Напротив, у Морозова их менее 2%. Сбив ритма (аритмия), считается грубой ошибкой, если эта аритмия не используется для создания особой строфической ритмики. Такие сбивки допускают Шемшученко, Мальцева, Ковалев, но они незначительны (не более 2%).

Все поэты, без исключения, используют метрические размеры (ЯМБ, ХОРЕЙ). Этими размерами у Алины Мальцевой написано 80% всех стихов, у Морозова -70%, у Броховецкого-60%. Трехмерными размерами пишут реже. Более всего трехмерными размерами (ДАКТИЛЬ, АНАПЕСТ, АМФИБРАХИЙ) пользуется Романов (60%), что придает его стихам индивидуальный колорит. При этом анапестом у него написано 50% стихов и амфибрахием 10%. В данной выборке стихов дактилический метр не обнаружен. Это не означает, что им не пользуются. Но то, что им пользуются очень редко - это факт.

Все поэты пишут преимущественно короткие стихи. Самые короткие стихи у Бориса Орлова (в среднем 10 строк). Самые длинные у Брюховецкого (22 строки).

Чаще всего поэты используют перекрестную рифму и четырех строчную строфу. У поэтессы Алины Мальцевой перекрестной рифмой написано 95% всех стихов, у Романова -80%. У Брюховецкого -70%. Окаймляющая рифма в среднем встречается в 20%, а парная -в 10%. Звуковых оттенков (количество гласных в рифмующихся строчках) используемых в стихотворчестве в данной выборке не превысило восьми. Чаще всего встречаются четырехстопные двухмерные размеры с количеством гласных (8-9) и трехмерных стихов с количеством гласных (10-11). Многостопные стихи встречаются редко. Больше всего их у Брюховецкого, Романова, Морозова. Ни один из элитных поэтов не пишет гекзаметром (шестистопным дактилем). Это наиболее сложный и виртуозный стиль, который даже Пушкин не смог освоить в совершенстве. Но этим размером написаны самые древние, и самые известные поэмы Илиада и Одиссея, которые сыграли огромное влияние на формирование всей западной и русской слабо тонической поэзии.

Известно, что этим размером в совершенстве владели Тредьяков, Ломоносов, Жуковский, Кюхельбекер. И этот метр в 19 веке считался верхом поэтического мастерства, хотя рифма в этом метре отсутствовала. И только Ломоносов и Тредьяков давали примеры рифмованного гекзаметра, пологая, что он займет достойное место в русской поэзии. Однако в настоящее время гекзаметр не печатает ни один современный журнал.

Примеры современного рифмованного гекзаметра можно найти в сборнике "ПИЛИГРИМ" поэта Виталия Севрюгина.

Не печатаются и силлабические (напевные) стихи, которые до недавнего времени были довольно популярными и до сих пор используются в фольклорной лирике. В 18 веке эта форма стихосложения была основной. Силлабические стихи писали Сумароков, Державин, Радищев и многие другие. То есть за 200 лет произошла коренная переоценка стихотворчества. И то, что считалось поэзией высшего класса во времена Державина и Пушкина, сейчас, подчас, называют рифмованной прозой. Настоящей же поэзией называют стихи, изобилующие необычными тропами. Художественные образы (тропы) превращают стихи в поэзию. Так у Владимира Морозова образность составляет 82%, у Бориса Орлова 80% , у Владимира Симакова-74%. У названных поэтов образы несут и глубокую смысловую нагрузку. Но довольно часто, чрезмерная образность вредит содержательности и делает стихи непонятными. Стихи теряют смысл. Такие модернистские стихи можно читать, как сверху вниз, так и снизу вверх. Их можно встретить даже у самых популярных поэтов, например, у Кушнера. Но чаше такие стихи пишут молодые поэты.

Сейчас в разделе поэзии стали печататься верлибры, которые вроде бы ни по каким параметрам не относятся к стихотворной форме речи. В них нет ни метрики, ни строчной ритмики; они не имеют рифмы и чаше всего пишутся без точек и запятых. Единственное, в чем они похожи на стихи, так это в том, что их записывают столбиком, и они часто содержат большое количество тропов. Но чаше всего - это обычная разговорная речь. Такие метаморфозы в поэзии очевидно можно объяснить тем, что высококлассные рифмованные стихи, настолько перенасытились тропами, что стали понятны лишь профессионалам, людям со специальным литературным образованием. Мастерство и красивость вытеснили семантику. Семантические стихи, которые заставляют задуматься встречаются очень редко.

Еще в древней Греции знали, что на психику людей (их восприятие стиха) огромное значение оказывает звук. Поэтому они пользовались различными звуковыми метрами для различных жизненных ситуаций. Так, гекзаметр использовался жрецами для оглашения прорицаний, для изложения научных истин, для торжественных эпических произведений, драм. Для хвалебных од в честь бога Диониса писались дифирамбы, и писались они ПИОНОМ (четырехмерным стихом). Ямб использовался в произведениях легкого типа и служил для разгрузки ума (для отдыха). То есть каждому жанру соответствовал свой стихотворный метр. И поскольку жанров было много, то было много и стихотворных размеров. Не даром в древней Греции только поэзии покровительствовало шесть муз. (О древнегреческих поэтах и созданных ими жанрах можно прочесть в сборнике стихов Виталия Севрюгина6 "Легенды о предках")

Древнегреческих поэтов слушали на Олимпийских играх. Качество их поэзии и воздействие ее на эллинов могли оценивать жрецы, выступающие в качестве арбитров. Но основным арбитром были народные массы. Сегодня же стало возможным оценить влияние поэзии на сенсорное пространство человека посредством прибора "Каран-1"

Драмы басни и комедии в стихотворной форме уже никто и не пишет. И не потому, что не могут, а потому, что их не печатают. Они вышли из моды. И современная поэзия стала той, какой она стала. То есть довольно скучной и однообразной. Вот почему поиски новых форм поэтического творчества и совершенствование старых являются актуальнейшей задачей. Без этого возрождение поэзии не добиться и это должен понять Союз писателей России, который, к сожалению, распался на ряд Союзов не имеющих единой точки зрения на пути развития литературы и поэзии в частности.

Предлагаемый "Международным клубом ученых" объективный научный метод оценки поэзии даст возможность избежать субъективных оценок, и будет способствовать объединению поэтов. Все необходимые консультации мы готовы предоставить. Пример объективного рейтинга известных поэтов Петербурга показан ниже.

"Международный клуб ученых" может дать объективную оценку любому поэту, желающему сравнить свой поэтический уровень с уровнем выбранного вами поэта. Обращайтесь и мы удовлетворим вашу просьбу.


НОВЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

"Международный клуб ученых" предлагает вашему вниманию ряд статей, содержащих новые объективные оценки современной поэзии, ознакомление с которыми поможет читателю более глубоко понять, почему современная поэзия утратила популярность и что нужно для ее возрождения. Из статей вы узнаете об уровне, которым писали стихи классики Русской поэзии: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет. Вы сможете сравнить их уровень с уровнем современных поэтов. Вы узнаете об энергетическом воздействии стиха на психику человека. Узнаете о том, как в древности использовали поэзию и музыку для формирования гармонической личности. Узнаете о сходстве формирования поэтической речи и музыкального произведения. Ознакомитесь с теорией стихосложения, и может быть, даже сами станете писать стихи. Ведь поэзия это не только божье дарование. Это в, значительной степени, образование. Вы узнаете о Гиперборейцах (людях живших на земле до "Всемирного потопа"). Узнаете о мифах, связанных с Гиперборейцами и о современных научных доказательствах ее существования на территории нашей страны. Вы узнаете о современных исследованиях музыкальной основы построения поэтической речи. Познакомитесь с современным гекзаметром и новым жанром стихотворчества, связанным с технической лирикой, которая особенно близка людям с техническим образованием. Вот эти статьи и сборники стихов.

  1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СТИХОТВОРЧЕСТВА
    • Оценка качества рифм
    • Анализ стихотворных ритмов
    • Оценка художественной образности стихотворения
    • Обобщающая оценка мастерства поэта
    • вуковая картина поэм Пушкина, Лермонтова, Некрасова
    • Математическая диагностика
    • Истоки и диалектика поэзии
    • Современная поэзия России
  2. ГИПЕРБОРЕЙЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ АНТИЧНОГО ГЕКЗАМЕТРА
  3. ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  4. СОВРЕМЕННЫЙ ГЕКЗАМЕТР

ИНФОРМАЦИЯ

Поэзия - мёд котла Одина
Читать в формате PDF

сборник "Пилигрим"
Читать в формате PDF

сборник "Легенды о предках"
Читать в формате PDF

анализ творчества современных поэтов Санкт-Петербурга
Читать в формате PDF

Можно ли измерить Красоту?
Интервью газете "Великая Эпоха"
Читать в формате PDF
Читать в формате HTML

Какого цвета ваши стихи?
Читать в формате PDF

Читать в формате Word

Поэтические метаморфозы
Читать в формате PDF

Читать в формате Word

Поэзия - искусство или мировоззрение?
Читать в формате HTML

Реестр сборников стихов и прозы В.К. Севрюгина
Читать в формате PDF

Физика звука и мелодии поэтического слова (доклад на Физическом конгрессе 2006)
Читать в формате PDF

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

"Научные основы поэзии"
Научный Фестиваль "СЕВЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ"
Научно-культурный фестиваль "ЯгРА"
English version

© 2001-2016 Международный Клуб Учёных
E-mail: science@shaping.org